georgith55 (georgith55) wrote,
georgith55

по Горной Шории

Сбылась половина мечты идиота.   Другая половины мечты довольно ёмкая, в неё входят и полёты на дельтаплане и погружения в батискафе и кормление крокодилов в естественной среде,   потому для неё (другой половины) ещё будет другое время. А пока ограничимся авто – пешим маршрутом по Шорскому национальному парку,(где недавно побывал Игорь Шпилёнок) с главными ориентирами: УстьКабырза – гора Патын – Ортон.    Автомобиль УАЗ – 469, на японской резине повышенной проходимости «Yokogama», время года – знойное (19.07 -21.07.13) с бессильными угрозами ливней (на нас ни капли не упало), состав - четыре человека от 20 до 58 лет.

Начало состоялось из пгт. Малиновка, что на юге Кемеровской области и долгое время ничего интересного не замечалось. Первым свидетельством того, что мы едем в горную местность был вид горы Пустаг (1560), про которую в Вики ничего нет.

19072013 - 006  вид на  г.  Пустаг (1560)

Тайга и дикость начинаются после посёлка Усть – Кабырза. когда то это был национальный шорский центр, потом ГУЛАГовский штаб, сейчас дачный, рыбацкий, туристский посёлок, с довольно приличной грунтовкой на Таштагол (видели всего две машины, лежащие в кювете и ГИБДД с протоколами), с населением больше 600 человек на 07 год. Почему то не смогли связаться по сотовой связи, но    должна быть,  может  не  все  операторы.

19072013 - 008
Симпатичное  приветствие.
19072013 - 012  Ортон,  место  нашего  брода

19072013 - 014  Усть - Кабырза.

Место  нашего  брода  и  мост  через  Мрас-су

За Кабырзой начинается территория таёжного закона. Где нет уже власти, любимой и не любимой, и где всякий ведёт себя как ему удобно и нравится.   Первый же брод перекрывал заглохший бортовой УАЗ с пьяным и голым шофёром внутри. Бродить по воде и цеплять трос он ещё  мог (справа на фото), а что, когда его тащат буксиром назад, надо выключить 1-ю передачу и ручник – это пришлось долго объяснять.

19072013 - 018 помощь  пьяному  придурку

Мосты все разрушены временем и потому броды – единственный способ преодоления водных преград. Сколько мы их прошли считать не догадались, наверное около 30.

19072013 - 023

19072013 - 024

20072013 - 035

20072013 - 036

На карте обозначено довольно много посёлков, были здесь и колхозы с совхозами, сейчас ничего нет. На месте посёлков можно увидеть только пасынки от опор ЛЭП и остатки печных труб. На месте одного такого посёлка Сарасет мы ночевали. Кажется в водоразделе Мрас-су, после Усть- Кабырзы,   мы встретили всего один жилой посёлок, даже с полосатым чулком на шесте – значит вертолёт летает, а домов – не больше 10.   Сензас его название.

Потом, то что принято называть дорогой кончилось совсем и надолго, и к подножию горы Патым пришлось пробиваться, практически, по таёжной целине. Может за пару лет до   нас здесь пошёл «Урал» или «ГАЗ – 66».

20072013 - 037

20072013 - 066

20072013 - 069

Так или иначе – доехали до пересадки на собственные ноги. Гора Патым   - самая высокая точка Шории, 1630 метров. Есть ещё Большая Кольтайга, 1856 м., но она немного вылезла «за границу», в соседнюю Хакасию. Это как, святая для всех армян, гора Арарат находится на десятки км. в глубине Турции.

Обе горы культовые для шорцев и хакасов, связаны с преданиями и фольклором, но в Вики ничего и   про них нет. Залезли мы на Патым за два часа, с   передышками, но без привалов. Внизу пробивались через густое и высокое разнотравье, дальше проявилась узкая, иногда пропадающая тропка виляющая следи камней, корней, бадана, маральего корня и коряг.

20072013 - 052  маралий  корень

на  высоких  стеблях - маралий  корень

20072013 - 044Подъём был довольно утомителен. Небо хоть и громыхало, мимо пронеслась и вылилась туча, но была липкая жара и духота, и пришлось идти в накомарниках.   Наши надежды, что на высоте ласковые и внимательные сибирские мухи   от нас отстанут, не оправдались. Они лезли в нос, в рот, в объектив. Расчёсы от их укусов заживать будут ещё неделю. Брали с собой 1.5 литра воды и выпили её на подъёме. На вершине был только снег, мы набили его в бутыль и немного освежались на спуске.

Я пару раз хотел отказаться от дальнейшего подъёма, сославших на возраст, голодное детство и бурную, несовместимую с физкультурой, молодость, Но это было бы отличным стимулом последовать за мной и остальным. Мол, нельзя одного в тайге оставлять, даже ненадолго, а вдруг меня медведь съест. Но этой радости я своим молодым спутникам не доставил и допыхтел до самой вершины, отстав от них метров на 50.

20072013 - 040  г. Кольтайга

Вид  на  гору  Большая  Кольтайга  с  Патына.

20072013 - 063     На  вершине.

20072013 - 056Другая  макушка  Патына.

Спуск, по общему мнению, был утомительнее подъёма из-за крутизны и ненадёжности тропы, хоть и короче по времени. Пришли к машине на трясущихся ногах и набросились на воду с  жадностью  раскодированных  алкоголиков. Так или иначе – главная цель экспедиции была выполнена, предстоял спуск с перевала к р. Ортон через его притоки. А вот здесь уже   на пару десятков километров   вместо дороги была промоина проделанная ручьями за несколько лет. На ней мы оторвали от машины всё что может отрываться: зеркала, фонари, пороги. Приходилось всем висеть на одной стороне машины - не дать завалиться ей на борт. Один раз пришлось поднимать реечным домкратом.   К сожалению, ещё на вершине у меня отказал мой «Кодак», чему я даже обрадовался. Потому что, такую гадость не умели делать даже советские телевизионщики и магнитофонщики. Я мучился с ним ровно 2 года и 2 дня, причём работал он в паспортных параметрах и обрабатывал снимки со скоростью покойника на стометровке. Я когда нибудь, может очень скоро, соберусь написать фельетон и разорить мерзкую фирму «кодак» выпускающую такое дерьмо. Шютка конечно, эти твари выплывут.

Была ещё ночёвка на реке Базас, но это уже была цивилизация. Встречались машины и стоянки рыбаков, сновали мотоциклисты и собаки.

Весь маршрут составил 439 км, из них почти   полного бездорожья - около 100 км.

21072013 -075 р. Базас

речка  Базас

21072013 - 076  пос. Ортонв  посёлке  Ортон.
И  несколько  цветов  с  горы.

20072013 - 038 водосборы  на  Патынекажется  водосборы

20072013- 048

20072013 - 051 }

Tags: Горная Шория, отдых, приключения, природа, туризм

promo georgith55 april 9, 12:17 20
Не надо только писать в комментах, примерно так - "Я уже много лет пользуюсь услугами Билайн, МТС, Теле2 и испытываю горячую взаимную любовь, я им даже не плачу, они мне платят и дарят подарки". Я слышал много разговоров про хороших операторов, выгодные тарифы, удобные схемы, никто…