Топчул — ручей впадающий в Томь немного выше Лужбы. Хотел найти упоминание про него в Вики и воспользоваться плодами чужого труда, но там такого не оказалось - не достоин длиной и полноводностью. В общем - ручей как ручей, с водой, горный, течёт, журчит, зимой течёт под снегом, вода пригодна для питья.
Летом останавливался на нём бессчётное число раз, и ночевал в избушке на платформе с одноимённым названием, рассказывал про это и можно найти у меня в ПСС. Бывал и зимой, но ночевать не приходилось, не помню. А место это у рыбаков популярное; обычно сплавляются до Топчула, что бы здесь сесть на электричку. Следующая станция Лужба, и там запросто можно быть растоптанным или загрызенным толпами одичавших туристов. А в Топчуле есть возможность спокойно сесть и занять оборону в своём уголке вагона, пока они не ворвались.
Ну а мы, втроём, решили выехать покататься спокойно на лыжах, опять же - без туристов.
Загрузились в электричку (4 вагона, 67 руб, народу немного — в основном путейские рабочие) и через 2 часа, без 5 минут, вывалились на пустынной и засыпанной снегом станции Топчул- Пассажирский, шуТю — просто Топчул, без уточнения. Вокзал, он же — Диспетчерская, он же - Начальник станции, он же — отделение милиции, он же — буфет и туалет, не изменился с летнего времени, только весь, до крыши, врос в обильные снега: прилетевшие с неба и накиданные снегоочистителями.
Наскоро прибрались в «зале ожидания», раскочегарили печурку — щепочницу для чая, нарезали окороков и разлили коньяков (водки). Эта прелюдия быстро закончилась, не пьянствовать же мы приехали. Вдвоём уходим на лыжах, один остаётся с вещами — по другому нельзя, времена таёжного джентльменства давно закончились, гляди в оба и не щёлкай клювом.
Направляемся вверх, вдоль ручья, если идти, идти и идти, то выйдешь через 7-8 км
на голец. Раньше там были популярные места с богатыми черничниками, сейчас их
вытоптали и толпы устремились топтать другие угодья. Перед нами по урочищу проревели
целых семь снегоходов, сплошь иностранных и расписных, с такими же живописными
наездниками, это гламурные туристы из Лужбы. Вначале мы с удовольствием катились по
трамбованному следу, но они на своих бензиновых лошадиных силах резвились взлетая на
горки и выписывая виражи на крутых склонах, что нам, на своих натруженных ногах быстро
надоело. Мы сошли с «буранки» в русло Топчула и продолжили подниматься по нетронутому
снегу. Устоявшийся и заглаженный ветрами наст держал надёжно, но чуть позже вполне
приемлемый «ноль» по Цельсию перешёл в приятный, но не проходимый «плюс», на лыжи
стало налипать и нам пришлось возвращаться, что бы покататься по тому же следу снегоходов,
уже на ровной поверхности Томи.
Топчул, хоть и считается горным ручьём, и течёт в тесном урочище между крутыми склонами,
подниматься по нему не сложно, уклон вполне преодолимый. Холмы и борозды снега
образованные фантазией ветра легко обходятся, а заросли тальника совсем не кажутся такими
густыми без высоченной травы, как это будет летом. Крутые склоны гор почти сплошь уставлены
мощными кедрами, отчего кажутся ещё круче. А небо висит совсем низко, цепляется за
верхушки и воздух тёмен и плотен, краски тусклые и плоские, как на чёрно-белом изображении,
и фотографии получатся такими же. Но мы не ленились щёлкать затворами, что- нибудь всё
равно получится.
К вечеру поднялся ветер и пошёл густой снег, что всё вместе вполне подходит под название
метели, а то и пурги. Но мы были уже за прочными стенами, при гудящей печке, с хорошим
запасом берёзовых дров, обильным столом, освещённым тусклым светом диодных фонарей.
Завывал ветер, силясь порвать полиэтилен натянутый вместо стёкол, сходились стукаясь
разнокалиберные стаканы, гремели грузовые составы проносясь буквально в 5 метрах, чавкали
челюсти, трещал огонь и скрипел «вокзал» раздираемый внутренним теплом и холодом снаружи
и кряхтел стол под напором облокотившихся на него усталых бродяг. Но и это заканчивается,
стелим на лавки «пенки», спальники мы не брали, знали, что ночевать будем у печки, и,
помолясь :-) на кучу дров, укладываемся. Ночь проходит быстро и неспокойно: то надо
подкинуть дров, то открыть дверь и выпустить лишний жар печи, то кому то нужно выйти самому
а потом рассказать другим, что творится на улице. Но трое - это ещё не толпа, и всё
вписывается в нормы устоявшихся отношений. Эко я ввернул, даже самому непонятно!
Утром лёгкий завтрак из Ролтона-БигЛанча с тушёнкой и чай без «кефира». Лень и тепло, а надо
вставать на лыжи — в тепле мы и дома насидимся. Метель продолжается, но втянувшись между
гор мы её почти не ощущаем. Свежего снега, невесомого «пухляка», за ночь навалило сантимов
25-30, все наши вчерашние следы начисто замело. Наст под новым снежком по-прежнему
держит и мы бродим по колено почти не ощущая сопротивления. Немного похолодало и на лыжи
не налипает, можно пройти и подальше чем вчера. Кедры, ёлки-пихты и рябины-берёзы стоят
засыпанные снегом, но солнца нет и воздух тёмен, к тому же продолжается обильный снегопад.
Промеряем глубину снега палками, 160 — 170 см, среднюю принимаем 165, а в самом русле
Топчула двухметровая лыжина уходит вся без остатка и не достаёт до земли, еле хватает сил
выдернуть обратно. Завидуй нам Европа!
Пару часов катаемся и надо возвращаться и собираться. Ещё хоть немного обсохнуть и остыть.
А то ветер не прекращается и становится всё холоднее. А сидеть и ждать в доме мы не
решаемся - можно запросто пропустить электричку. Снегопад такой плотный, что мы увидели её
всего за метров 300, кажется и звук не доходит, и электричка не катится по рельсам, а скользит
на лыжах.
Один из нас отдал должное своему многолетнему увлечению: несмотря на 20 кг лишнего веса
притащил с собой рацию, аккумуляторы, катушки, мотки проволоки. Растянул эту проволоку по
снегу, настроился и связывался со всеми, кто в это время сидел в эфире, кричал в микрофон:
«семьдесят три», «гроб-сугроб», «Ульяна-Александр, дробь Павел», «слышимость пять плюс».
И все удивлялись, что ему удалось наладить связь в 10 м от контактной сети всего в 50 м от ЛЭП
220-кВ. Когда мы подавали его рюкзак в вагон, я подумал, что такого веса я только любимую
внучку стал бы таскать на себе, а не этот «мобильник».
Journal information