georgith55 (georgith55) wrote,
georgith55
georgith55

по Горному Алтаю. Продолжение продолжения.

Три дня как я вернулся с Байкала, а рассказывать буду снова про Горный Алтай. Надо закончить одно, а потом примусь за другое, за Байкальские приключения.

Итак, после двухдневного присутствия на Чемале, поездок на водопады, Ороктойский мост и Ущелье духов, мы решили двигаться в сторону Чулышмана. Если смотреть географически, то это будет с противоположной стороны Телецкого озера. Так Артыбаш, в котором мы фрахтовали катер, находится в северной части озера, а Чулышман впадает в Телецкое в самой южной его части. Как я уже говорил, Телецкое озеро всего 78 км. в длину, и по нему ходит паром (кажется 60 тыс.руб. на 8 машин), но чтобы попасть в его противоположную точку, по дорогам придётся проехать почти 1000км. Мы были уже в каком то приближении к цели, потому наш путь оказался короче.

Утром попрощались с Катунью и «Михалычем, который Светлана» и выехали. Ещё в Чемале посетили высотную смотровую площадку с зелёной пирамидой и высокогорным туалетом, к которым вели чуть ли не 400 не очень удобных ступенек. Общее мнение было, что зря потратили деньги (по 100руб. с человека), но что сделано, то уже не вырубишь топором, а потому вот фотографии.




В селении Усть-Сёма пересекли Катунь по новому мосту и дальше продвигались уже по Чуйскому тракту, известному и знаменитому, пресловутому и пугающему, он же — федеральная трасса М-52. Сейчас уже пугающего в нём ничего нет, наоборот, великолепный асфальт, живописУЮщие места, довольно интенсивное движение и довольно редкая заселённость.

Не буду рассказывать про историю Чуйского тракта, кому интересно — прочитает в Вики. Только самое. Тракт тянется от Новосибирска до самой монгольской границы в пограничном пункте Ташанта (это не секретные данные) и длина его 961 км. Мы взъехали на него в Усть-Сёме и съехали (свернули в сторону Улагана) в Акташе, всего 277 км. И это была лучшая часть дороги, несмотря на то, что проходила по горным перевалам. Вот о них стоит рассказать отдельно.

Первый такой перевал был Семинский, в 70 км от Усть-Семы. Вот что про него.

Семинский перевал находится на 583-м километре автодороги М-52 «Чуйский тракт». Алтайское название— Дьал-Меку (Вечная грива). Высота перевала— 1717м, подъём - 9км, спуск — 11км. Дорога пересекает Семинский хребет между горами Сарлык (2507 м н.у.м.) и Вершина Тияхты (1900 м) в том месте, где хребет изменяет направление с широтного на меридиональное, а с севера к нему примыкает Чергинский хребет. На север с перевала стекает река Сема, на юг— Туэкта.

На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С этого места видны горы Сарлык и вершина Тияхты, на склоне последней расположен учебно-тренировочный центр (УТЦ) «Семинский» с летними беговыми дорожками для лыжероллеров, зимним горнолыжным спуском с вершины горы и одним горнолыжным подъёмником.

Здесь, конечно, полагается ритуальная остановка, с чаем, пирожками, прицениваем к сувенирам и посещением мест общего пользования, о состоянии которых моя память не сохранила примеров. Запомнилось множество лоскутков ткани привязанных к веткам деревьев, уж не знаю, какие из них имеют ритульное значение, а какие — просто от скуки и нечего делать. На следующем перевале и мы привязали по ленточке, надеюсь Духи Алтая нас сильно не накажут.







Следующим перевалом был Чике-Таман, значительно красивее, я бы сказал — грандиознее, хотя и значительно ниже. На нём хотелось задержаться подольше, облазить все скалы и тропинки, сделать снимки во все стороны, спуститься по старой конно-тележной дороге, но не всё можно было себе позволить, время гнало и дорога звала.

Чике-Тама́н (южноалт. чике «прямой» + южноалт. Таман «подошва» — букв. «прямая подошва»)— горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.   До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги, датируемой XXII векам. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший тропинкой, поросшей растительностью.











Спускаемся серпантином с перевала Чике-Таман и снова встречаемся с Катунью, с которой расстались ещё в Усть-Семе. Едем по Катуни до слияния с Чуей и дальше уже по Чуе до Акташа. Только с ночёвкой на берегу и опять же рядом с каким то водопадом, на который даже не обращаем внимания, столько их уже видели. Но воды из водопада набрали, воду мы набирали во всех удобных местах во все ёмкости, потом на стоянках меньше забот.

До ночёвки проехали, с остановкой, ещё один знаковый памятник, вроде как «Строителям и водителям Чуйского тракта», наверное — пассажирам тоже. Стоят «ЗИС» и «Вилис», может даже оригинальные, во всяком случае — очень похожие. Ещё этот памятник можно назвать «Кольке Снегирёву», был такой песенный герой. К нему у меня отношение неоднозначное, дело в том, что когда то у меня были друзья-шофера, белазисты и камазисты, и вот как они напьются, так обязательно начинают выть про Кольку Снегирёва, какой он «был отчаянный шофер». С тех пор я эту песню слушать не могу, да и не только я, наверное. Так себе частушка. Хотя фильм про него и те времена и места, с Павлом Деревянко, мне понравился.

Рядом, на склоне сохранили участок старого Чуйского тракта, с памятной табличкой. И последний снимок с нашей ночёвки на Чуе, это выходит 6 июля, как видно — без соседей мы не обходимся. А мы нигде без них не обходились, в самых глухих местах, - людей сейчас везде хватает.





Пока приостановлюсь, устал. А дальше начинаются места ещё интереснее и красивее.


Tags: Алтай, горы, туризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • никогда не писал...

    никогда не писал посты с телефона, вообще-то он для того что бы говорить в него. Но попробую. Сейчас отдыхаю и лечусь в центре реабилитации…

  • как я чуть от поезда не отстал

    предупреждение и совет на будущее Обратите внимание на строку в расписании где Ульяновск. И где стоянка 72 минуты. Ничего удивительного, город…

  • за окном столбы мелькают

    Завтра в новый заезд отправляюсь, больше, скорее, в полёт. На этот раз в Волгоград, не был там никогда, потому интересно. А возвращаться буду…

promo georgith55 april 9, 12:17 20
Buy for 20 tokens
Не надо только писать в комментах, примерно так - "Я уже много лет пользуюсь услугами Билайн, МТС, Теле2 и испытываю горячую взаимную любовь, я им даже не плачу, они мне платят и дарят подарки". Я слышал много разговоров про хороших операторов, выгодные тарифы, удобные схемы, никто…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments