Фотографией я пытаюсь заниматься с детства. Начинал с «Зоркого», который мой папа купил с первой стипендии, ещё до того как познакомился с мамой. Потом были: «Смена -8», несколько «Зенитов, даже брал широкоплёночную «Москва -5». Больших успехов не достиг, но самоудовлетворение иногда получал. Потом короткий период плёночных «мыльниц» и пошла «цифра». Это совсем другая эпоха, приоритеты, запросы, амбиции и прочие.
Если на старой технике качество фотографии зависело, прежде всего, от мастерства фотографа; выбора экспозиции, подбора плёнки и химикатов, терпения и даже удачливости. То теперь, всё или очень, зависит от количества денежных знаков выложенных за аппаратуру. Хорошая зеркальная камера, с двумя, тремя сменными объективами, в цене вполне соперничает с престижным автомобилем. Соревновательность в мастерстве фотографии, сменилась разными возможностями вкладывания денег в аппаратуру. Разумеется, мастера – профессионалы находятся «над» вопросом, у них и аппаратура соответствует и мастерство имеется. Так же раздвигает горизонты фотографии возможность слоняться по фасадам и закоулкам Белого света на современных средствах передвижения, проживать в комфортных номерах или каютах. Эти возможности уже предполагают наличие добротной фототехники. Это я говорю не в укор и не в зависть.
А как быть тем, кому недоступна дорогая фототехника, кто не может беззаботно путешествовать по миру, изредка
наезжая домой, заплатить по счетам ЖКХ и проведать больную тётю. Закусить губу и снимать пьяные рожи за новогодним столом? Большинство так и поступает и довольны. Если вы мечтаете видеть свои работы на обложках глянцевых журналов и настенных календарях, тогда кусайте губу – вы неизлечимы. Журналы давно печатают павлинов и обезьянок в зоопарках, с цепочкой на ноге, и только своих штатных репортёров. Пару лет назад я пытался доказать неправильность такого поведения журналу «GEO» и перестал его выписывать.
Попробую оптимизировать сам смысл занятия не профессиональной фотографией.
Замечательный фотограф – натуралист Игорь Шпилёнок, в своей, не менее, замечательной, книге «Мои камчатские соседи» высказал мнение: «Умение видеть – гораздо важнее, чем хорошие ноги. Можно годами успешно снимать в радиусе одного километра от своего деревенского или лесного дома». Я думаю, что и городского дома тоже.
Я не только согласен с мнением профессионала, но и разовью мысль, тем более, что пришёл к ней самостоятельно.
Если вы установите фотокамеру на штатив в любой точке Земли (не гарантирую за морские просторы, там я не бывал, хотя и там возможно), и будете делать снимки, поворачивая объектив на 10 град. лимба, вы получите 35 различных фотографий. Если вы будете повторять эту операцию на заре, в полдень и на закате, то снимков у вас будет уже 105. Если ещё фазы дня разделить на временные отрезки, вспомнить об изменениях погоды, освещённости и временах года, то снимков будет ого – го сколько. Ранний закат также отличается от последних лучей солнца, как яркое солнце от тяжёлых туч, а любое дерево или поляна в мае совсем другие, чем в октябре. Наша природа и жизнь настолько разнообразны и переменчивы, что во всех снимках вы сможете найти не только изюм, даже чернослив с урюком.
Теперь только не жадничайте и удалите всё лишнее, повторное, невыразительное, плоское. Как утверждает, не менее замечательный, фотограф Сергей Доля: «Мастер не тот, кто много снимает, а кто много удаляет. Я удаляю в два – три этапа. Что - то сразу, потом ещё и ещё.
Я стараюсь не пропускать выставки местных фотографов: туристов, работников леса, профессиональных фотокоров. Многое конечно впечатляет. Но из сотни работ – заметно выделяются не больше десятка и то не всегда. Остальные можно сделать не выходя из автомобиля, а то и из окошка электрички. Не надо ожидать, что каждый второй снимок станет событием. Шедевры – потому, что они редки и уникальны.
Теперь, что касается «крутизны» фототехники. Несколько лет назад я взял «Коника – Минолта Z 3», а два года назад «Кодак Z 990» (по гробику и вытягиваешься), у многих эти «гаджеты» вызовут презрительный «хмык». И справедливо, особенно второй – дрянь редчайшая, работает со скоростью покойника на стометровке.
Соперничать в качестве снимков, со своей техникой, я ни с кем не собираюсь. Но фотография – это не только глянец бумаги и миг срабатывания затвора. Это ещё и поиск, и оценка, и терпение, и ожидание, и ощущение удачи.
Я всегда отдаю предпочтение композиции и сюжету перед экспозицией и безукоризненностью качества. Важно ощущение своего присутствия и причастности к событию, которое показалось достойным щелчка затвора. И самый удачный снимок всегда впереди. У того же Игоря Шпилёнка тысячи кадров с медведями и лисицами, вулканами и гейзерами, но как же выделяются из всех прыжок лиса через ручей, спящий медвежонок у ручья, глаза –бусинки полёвки. Одни только грибы можно снимать нескончаемо и разнообразно.
Излишний эстетизм всегда вредит действительности. Эстетство приемлемо для студийной съёмки. Неделями подбирать освещение, тени – полутени, светофильтры и в конце снять голую титьку на фоне исцарапанной стены, или бокал, лежащий в разлитом красном вине, или дымящуюся гаванскую сигару в банке из под кильки.
Сейчас уже не нужно, высунув язык, бегать по аптекам и лабораториям в поисках метола, гидрохинона, сульфата натрия, доставать какие то «секретные, оборонные» рецепты проявителей. Но если кому не хватает творческой жертвенности, многочасовых бдений над фотоувеличителем, обожжённых химикатами пальцев, тот найдёт забвение в Фотошопе и, нет пределов совершенства.
Journal information